» »
Год выхода: 2003 Фильм посмотрели: 245 раз (а)

Нашествие варваров   

  • О фильме
  • Кадры
  • Создатели
  • Рейтинги
  • Отзывы
  • Смотреть онлайн

  • Старые друзья встречаются у постели тяжело больного Реми, которому сегодня уже за пятьдесят. Его сын Себастьян прилетает в Монреаль из Англии, чтобы поддержать отца и помочь своей матери.

    Себастьян хочет облегчить страдания отца и совершает невозможное. Ему удаётся вновь собрать старых приятелей Реми, весёлую компанию, с которой отец Себастьяна был неразлучен всю жизнь. И вот все они приходят навестить Реми: его друзья, родственники и бывшие любовницы...

  • Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003) Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003) Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003) Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003) Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003) Нашествие варваров / Les invasions barbares (2003)
  • Актеры: Реми Жирар, Стефан Руссо, Мари-Жозе Кроз, Марина Хэндс, Доротея Берриман, Джоанна-Мари Тремблэ, Пьер Курци, Ив Жак, Луиза Порталь, Доминик Мишель, Изабель Блэ, Тони Чеккинато, Софи Лорейн, Митсу, Маркита Буа, Мишлен Ланкто, Дени Бушар, Сильви Драпо, Жан-Марк Парент, Доминик Дарсэиль, Ив Деганье, Жиль Пеллетье, Жан-Рене Уэлле, Лизе Рой, Маша Гренон, Гастон Лепаж, Даниэль Бриер, Себастьен Юбердо, Росе-Майте Эркорека, Рой Дюпюи,

    Режисеры: Дени Аркан

    Cценаристы: Дени Аркан

    Продюсеры: Дэниэл Луис, Дениз Робер, Фабьен Вонье

    Операторы: Ги Дюфо

    Художники: Франсуа Сеген, Кэролайн Алдер, Норман Саразен, Дэнис Спердуклис, Патрис Бенгл, Анника Крауш

    Монтажеры: Изабель Дидье

    Студии: Astral Films,Canal+ [fr],Centre National de la Cinématographie (CNC),Cinémaginaire Inc.,Production Barbares Inc.,Pyramide Productions,Société de Développement des Entreprises Culturelles (SODEC),Société Radio-Canada,Téléfilm Canada,The Harold Greenberg Fund


  • Рейтинг Кинопоиск: 7.170

    Рейтинг на imdb: 7.70 (24 863)

    Рейтинг MPAA: Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого

    Премьера в России: 25 сентября 2003

    Премьера в мире: 21 мая 2003

    Бюджет: CAD 6 000 000

    Сборы в США: $3 432 342

    Сборы в мире: + $18 379 534 = $21 811 876

    Зрители: США - 1.56 млн,Франция - 1.1 млн,Италия - 649.3 тыс

    Релиз на DVD: 21 марта 2006,«Юнидиджитал Трэйдинг»,

    Нашествие варваров в списках лучших:


  • Рецензии и комментарии зрителей

    Название фильма с его содержанием у меня несколько не совпали. Да и нашествие ли это тем более варваров? На мой взгляд, это просто наша многогранная, постоянно меняющаяся жизнь. И практически у каждого поколения таких варваров великое множество. Жизнь вокруг нас зачастую меняется куда как быстрее, чем мы сами. Гонка длиною в жизнь... А потом приходит конец отдельно взятой жизни, а мир то вокруг продолжает существовать. И осознавать это довольно болезненно. В общем фильм произвел впечатление своеобразного подведения итогов жизни отдельно взятого поколения.

    ---------------------------------------

    Университетский профессор, гедонист, жизнелюб и бабник Реми ещё не так давно разменял 50, и вот он уже умирает от рака. После некоторых колебаний в Монреаль прилетает Себастьен, сын Реми, у которого в последние годы не очень складывались отношения с отцом. Себастьену удается невозможное: собрать вокруг постели умирающего пеструю компанию старых друзей, полузабытых родственников и бывших любовниц, напоминающих Реми о его бурной молодости.

    Чтобы максимально избавить отца от страданий, сын-миллионер подкупает студентов отца, пришедших выразить своё восхищение умирающему преподавателю за хорошие чаевые. Он выкупает целый этаж в больнице, сходится с местной наркомафией, чтобы скорее достать для обезболивания героин, находит образцовую сиделку, которая, будучи дочерью одной из прежних папиных любовниц, учит своего возможного отца правильному употреблению наркоты ради избавления от последних и ненужных мучений...

    Патриарх канадского кино Дени Аркан снял фильм-продолжение своего знаменитого «Заката американской империи» (1986) — об университетской профессуре, мирных канадских интеллигентах, которые вновь встречаются, 17 лет спустя. Они уже перешагнули бальзаковский возраст — с его климаксами, одышками, лысинами, первой сединой, внуками и болезнями, но их жизнелюбие столь неистребимо, что даже у смертного одра они полны энергии.

    Они вспоминают свои многочисленные сексуальные подвиги, жарко критикуют католическую церковь, придурков из правительства, национальную систему здравоохранения, иммиграционные законы. Они не без иронии прощаются с прошлым, признавая, как сильно с течением времени обесценились некогда важные исторические события, традиционная мораль и романтика, падшая под прессом деловитого цинизма.

    Обесценились их дискуссии про Сартра, Камю, Годара, Солженицына и прочих интеллектуальных идолов прошлых лет, все до единого многочисленные -измы ХХ века, как хроника гибельных заблуждений человечества — от «структурализма-концептуализма» до «ленинизма-маоизма». Из их остроумных диалогов и характерных бытовых действий складывается образ времени, гибнущего под натиском неоварваров.

    После событий 11 сентября 2001-го это понимается как нашествие «третьего мира» на современную цивилизацию, выдававшую себя за главный форпост всего человеческого сообщества. Потому Реми твёрдо убежден, что классической цивилизации, базировавшейся на гуманистических постулатах, заложенных Данте и Петраркой, Эразмом Ротердамским и Монтенем, пришёл полный кирдык. Поэтому он без сожаления оставляет этот мир, безболезненно переходя в другой посредством эвтаназии.

    Отказавшись от сатирического пафоса «Заката американской империи», Аркан на седьмом десятке лет снял кино совсем иного настроения — не провокативное, а сентиментальное и меланхоличное, оставив, по сути, мудрое завещание потомкам.

    ---------------------------------------

    История про умирающего профессора университета, который медленно и постепенно уходит из жизни, по всей видимости, заставляя задуматься своих друзей и родных о том, что вместе с ним уходит еще и нечто большее.

    Лучше всего название картины и, по всей видимости, его главный замысел иллюстрирует эпизод на 82 минуте: умирающий Реми говорит своим друзьям «... повсюду варвары, а завтра является их князь». Внезапно на веранду заходит сын героя и Реми замолкает.

    Сравнивать этот фильм с общим контекстом европейского кинематографа для обычного зрителя почти не представляется возможным. Вся динамика повествования, расстановка акцентов и сюжетные ходы кажутся настолько нетипичными, что поначалу даже не возможно эти «нетипичности» обозначить. Потому возникает непонятное отторжение. Но по ходу фильма начинается приходить осознание того, что все дело, вероятно, в различии менталитетов.

    Так, например, в начале 2000х десятки фильмов были посвящены проблемам эвтаназии и тому, как умирающий убеждает своих близких убить его (см. фильм «Море внутри», который получил «Оскар» спустя год после того, как в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил «Нашествие варваров»). Но для Аркана, видимо, все эти глубинные проблемы кажутся лишними подробностями, которые меркнут на фоне уходящей эпохи. Потому девушка-наркоманка (которая, к слову, меньше всего похожа на человека, который долгое время употребляет героин — разве что, рана на руке) без лишних размышлений (оставленных, видимо, за кадром) вкалывает Реми смертельную дозу препарата, название которого тоже не афишируется. Кстати, внутренние переживания на тему эвтаназии самого Реми тоже отчего-то остаются за пределами экрана.

    Почему режиссер опускает эти, кажется, важные эпизоды (к ним же можно отнести отсутствие похорон; немотивированный альтруизм сына, внезапно возникший после слов матери о том, что отец качал его на руках и прочее) так до конца и не понятно. С другой стороны, очевидно, что глубинные размышления героев о душе были бы не вполне уместны. Их с лихвой заменили проблемы социального толка, которым посвящены все мысли, в том числе, и самого Реми. Он размышляет о том, что не достаточно хорошо исполнял роль отца; не получил Пулитцеровскую премию, как его однокурсники и не написал «Архипелаг ГУЛАГ». Хотя даже в его рассказах о быстротечных влюбленностях прослеживается общая поверхностность. Та поверхностность, которая перестает быть таковой при сравнении с продавцами овощных магазинов, но сразу ощущается, при попытке объяснить, почему Реми априори не мог стать Солженицыным.

    Таким образом, все по обыкновению сводится к постановке авторской задачи.

    Стоит также отметить, что интерпретации фильма в некоторых аспектах кажутся более глубинными, чем он сам. Но такое ощущение, конечно, сложно. Думаю, в основе всего лежит желание автора рассказать просто о простых вещах, избегая изощренных монологов и надрывных речей. Но зачастую выходит, что, избегая пафоса, режиссер тем самым его обозначает.

    ---------------------------------------

    Где-то в Канаде доживает свои последние дни старый повеса, собрав вокруг себя кружок родственников и верных друзей. В последний раз ему предстоит с улыбкой вспомнить о шалостях молодости и простить сыну ведущую роль в смене поколений.

    Практически на протяжении всего фильма герои напрямую или исподволь выспрашивают друг у друга смысл жизни. Её зыбкость, её невыполненные обещания, её мимолётность — и всё же необъяснимая, почти плотская притягательность... За что цепляться человеку? Как определить, сделал ли ты что-то достойное, и не жалеть, что не стал Солженицыным? Или, может быть, любая жизнь полна моментов, которые никак не хочется отпускать?

    Столько всего было... А сейчас уже не то. Ты пробовал жизнь на вкус во всех её проявлениях: увлекался, любил, рвался за пределы сознания. А твой сын обладает практическим умом, ведёт выгодное дело и планирует брак без любви. Где что пошло наперекосяк?

    Впрочем, всё так, как и должно быть. С тех пор как человечество заселило планету, одни варвары приходят на смену другим, чтобы безвозвратно что-то разрушить и начать новый виток во времени. Прошлое умирает вместе с тобой, и его уже никогда не оживишь книгами и «документами». Грустно, но что же. 

    Можно уйти с миром в душе, приняв «нашествия варваров» за простую человеческую неизбежность. В конце концов, даже если твой сын не похож на тебя, это не значит, что он тебя не любит.

    Смысл фильма легко считывается с нескольких фраз и образов, если уметь правильно распознавать сигналы режиссёра. С одной стороны, хочется похвалить филигранно выверенный сценарий, где ничто не подаётся однозначно и само по себе. Переплетения мыслей, перескоки воспоминаний, невозможность чётко сформулировать терзающее чувство — да, это жизнь. С другой стороны, наблюдать за всем было почему-то не особо интересно. Головой я понимала, что к чему, а вот сердце не билось вместе с героями и не переживало их потерю.

    Смотреть фильм я вообще стала только ради одного — Роя Дюпюи. Он здесь в эпизодической, но немаловажной роли эдакого копа-резонёра. Если прислушаться, именно он формулирует основную мысль и передаёт доминирующую эмоцию одним своим взглядом. Но, честно говоря, его присутствие в фильме настолько само себя утверждает, что напомнило мне роли Жерара Депардье. Вот он есть в списке актёров — и фильм сразу приобретает определённый вес. Что-то играть при этом совсем не обязательно. Дюпюи, конечно, не в пример лучше Депардье, но выступил он здесь лениво, да и сам образ какой-то слишком очевидный.

    Не сказать, что фильм произвёл на меня большое впечатление, и вряд ли я его когда-то пересмотрю. К канадскому кинематографу я вообще не привыкла, а «Нашествие варваров» так вообще представляет собой странную смесь тонкой европейкой драмы и дешёвой французской комедии (все друзья умирающего — образы почти карикатурные, нелепые, уродливые). Фильм не для всех, а для любопытных. Но почему бы и нет, в конце концов?

    5/10

    ---------------------------------------

    Если бы не моя воспитанность, я бы сказала режиссеру, что на седьмом десятке лет пора уже подумать о душе, а не смешить народ старческими воспоминаниями о своем бравом донжуанстве. Если бы не моя политкорректность, я бы сказала, что французам с их национальным легкомыслием вообще не следует браться в кино за тему смерти. Оставьте это русским, господа. Василий Сигарев и Рената Литвинова сделают это лучше.

    Ваша тема — любовь и прекрасные женщины. А смерть некрасива. Пока вы лепите из нее красавицу, разукрашивая ее собранием давно забывших вас подруг, приятными разговорами друзей, вы упускаете свой последний шанс подумать о смысле. О смысле жизни — о чем же еще думать в старости? Только паренье мысли, духовный труд, великий поиск истины — способны возвысить эту траченную молью оболочку, какой является старый человек, в глазах Бога. Или вы надеетесь пустить Ему пыль в глаза? Это позволительно молодости: «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман.» Для молодости смерти нет, как и прошлого. Но прячась от кинжально-ясного лика смерти в эфемерных садах полупридуманных воспоминаний, вы не обманете смерть, вы обманете себя.

    Бывшие друзья и подруги, возможно, постараются скрасить ваши последние дни (легче они это сделают за умеренную плату), но затягивать с концом с вашей стороны будет невежливо. Вечеринки на фоне приближающейся смерти понизят, конечно, пафос последней, но не приблизят к ответу о смысле. А смысл у вас, судя по всему, остался где-то в первой половине жизни, где были девочки и здоровье. Тогда зачем была вторая?



    ---------------------------------------

    «Нашествие варваров» — фильм Дени Аркана, квебекца, о самом главном — борьбе жизни и смерти. Борьбе, в которой исход заранее предопределен. Аркан пытается представить смерть не как физиологическое явление, а как социальное. Получается.

    Двадцатый век ушел, век который многие считают самым жестоким за всю историю человечества. Аркан разубеждает нас. Самый кровавый век, оказывается, шестнадцатый. Век, в котором европейские колонизаторы «вдохновенно» резали американских индейцев. И кто же здесь предстает варварами? Вы сами поняли, а Аркан этим фактом хочет подчеркнуть, что варвары — это те, кто в первую очередь сгнил внутри себя, и, изжив себя, пытаются уничтожить цивилизации, которые хотя бы пытаются сделать попытку прийти в гармонию сами с собой. Цивилизации-варвары сами обрекают себя на смерть по той простой причине, что, в большинстве своем, представители этих цивилизаций не творцы, а потребители.

    Герои «Нашествия...» испытали все возможные «...измы» двадцатого столетия, так и не придя к выводу о том, кто прав, кто виноват. Они остались пусты, и это лучшие представители западной цивилизации — люди умные, образованные. Фильм ненавязчивым образом разрушает наши представления о цивилизации, ставит под сомнение наши моральные нормы, заставляет призадуматься о наших ценностях. Мало, какой фильм так действует на сознание. Падение европо-американской цивилизации не просто кажется неизбежным, а кажется свершившимся. Страшно. А ведь правда.

    ---------------------------------------

    Фильм балансирует между мелодрамой и черной комедией, обращаясь к концу, все-таки в светлую мелодраму на тему смерти. М. б. поэтому он несколько и уступает «Закату американской империи», но все же не настолько, чтобы вызывать негодование из-за присуждения ему «Оскара». В любом случае достойное, умное продолжение давешнего хита. Как всегда у Аркана, прекрасны эпизодические сценки навроде общения с наркоборцами сына умирающего или его же общения с работниками профсоюза. Замечательные диалоги, но вот название никак не сильно соотносится с тоской о будто бы пришествии варваров на смену уходящим интеллектуалам- в фильме больше выражен лирический аспект в уходе героя, чем сожаление о том, что на смену ему придут похуже.



    ---------------------------------------

    Денни Аркан в 80-е годы снял фильм «Закат американской империи» про образованных, умных людей, которые просто общаются, шутят, сплетничают и не обращают никакого внимания на окружающий мир. Фильм имел успех, но в России разумеется остался неизвестным. В 2003 году Аркан решил продолжить историю и снял фильм про то, что стало с философом Реми спустя лет 15. Он мучительно умирает от рака, и ему пытается помочь его сын, который не готов обсуждать высоконаучные воззрения своего отца, зато крепко стоит на ногах и готов всячески помочь своему родителю, чего бы ему это не стоило.

    История, разумеется, окончится гармонией с природой и единством между отцом и сыном.

    Только фильм совсем не про то, как налаживать мосты между людьми, он скорее о том, что наш мир очень хрупок, а мир вокруг слишком жесток и очень дорогого стоит сохранить свой мирок, каким бы он не был от вмешательства в него посторонних, от нашествия варваров, причем они далеко не обязательно некультурные люди, они просто иные, чем ты и потому они разрушат твой мир...В какой-то степени «нашествие варваров» Денни Аркана это фильм о том, как хорошо быть улиткой и носить свой дом, равно как и свой мир всегда с собой, ну или хотя бы иногда иметь возможность собрать своих друзей и повеселиться с ними, пускай даже у смертного одра хозяина раковины

    ---------------------------------------

    Прямого обозначения кого именно режиссер Дени Аркан (он же сценарист) считает варварами и что именно подразумевает под нашествием Вы вряд ли найдете. Название подталкивает к чтению между размеренных, интеллектуально насыщенных, морально неприхотливых строк. Лично для меня «варварство» этого фильма -постепенное, все возрастающее человеческое равнодушие — ко всему. Тема для меня сугубо реальная и насущная.

    Чем можно порадовать себя в этом фильме — так это истинным желанием чувствовать жизнь, хоть и с болью признавая, что время идет, унося с собой те маленькие приятные радости, что вспоминаются с ноткой ностальгии.

    Что понравилось мне — трагическое по своей сути, но очередное и как будто не сильно значащее событие смерти человека глазами той самой жизни, веры, дружбы и семьи.

    Наши судьбы неисповедимы и правда, правила не едины. И то, что в начале фильма немного шокирует ("морально неприхотливо») не может приниматься также в конце. Точно как и в жизни. Все меняется. И течение есть, как бы его не избегали.

    Так что для тех кто готов уделить немного своего драгоценного времени для довольно теплого, не глупого и немного душещипательного фильма — рекомендую.

    ---------------------------------------

    По признанию самого, режиссера он хотел создать фильм о смерти, но хотел выбрать для этого рассказа несколько необычный тон. Ему это удалось: получилась некая повесть об умирании с комедийным оттенком.

    Главный герой Реми лежит в больнице, он болен запущенным раком, и к нему в гости прилетает из Лондона его сын. Причем прилетает только по просьбе его матери: особой к любви к своему отцу он не испытывает. Отец всегда жил в свое удовольствие, любил женщин, вино и не скрывал своего образа жизни. Сын Себастьен — преуспевающий человек, сделавший стояние на рынке ценных бумаг, т. е. полная противоположность папе-неудачнику, которому нечем платить за свое лечение.

    Отец и сын — это не только два разных поколения, это два совершено противоположных жизненных подхода. Отец и все его друзья — это интеллигентская среда, все они чудаковатые идеалисты, слабо приспособленные к реалиям жизни. Один из них живет с молодой женой, которая закатывает ему постоянные сцены, а он все это терпит лишь потому, что у нее сиськи весом больше мозга. У бывшей любовницы — взрослая дочь наркоманка. Судя по всему, любимым времяпрепровождением этой веселой компании являются беседы на отвлеченные темы под «аккомпанемент» хорошего вина и собственных кулинарных изысков. Все они весьма начитаны и прошли через увлечениями различными, плавно сменяющими одни другого «-измами».

    Сын же, по мнению отца, не прочитал ни одной книги. У него другой стиль отдыха — он играет в компьютерные игры. При этом он также считает, что с отцом ему не о чем говорить.

    Снимая фильм о смерти, Аркан снимал фильм о жизни. О жизни человека, который очень любил и до сих пор любит эту жизнь и совершенно не хочет умирать. Его оптимизм совершенно поразителен. Человек, находясь при смерти, может шутить сам про себя: «Рождество на сканере — Пасха на кладбище», что невольно внушает к нему уважение. Себастьен делает для умирающего отца буквально невозможное, создавая умирающему Реми душевный и телесный комфорт. Конечно, преодолевать препятствия, чинимые медицинскими бюрократами, ему приходится не без помощи денежных знаков

    Так почему же фильм называется нашествие варваров? В фильме слово варвар употребляется лишь однажды в сцене, где охранник смотрит новости про события одиннадцатого сентября, когда были взорваны башни-близнецы. Так кто же эти варвары, о которых говорится в названии фильма. Совершенно очевидно это те, кто организовал этот так называемый теракт. Учитывая небезызвестный фильм Майкла Мура становится совершенно ясно, что Дени Аркан считает варварами именно американцев с их культурой, которые коренным образом изменили жизнь франкоязычной Канады и теперь здесь также царит власть денег над чувствами.

    Неужели автор фильма на примере сына, который покупает всех и вся, хочет показать, что произошло полное разложение общества. Нет, напротив, Дени Аркан проводит мысль, что семейные узы еще очень сильны. Он оптимист: не случайно в финале признаются в любви даже те, кто говорил о том, что любовь не нужна.


    Знаете ли вы что?

    [pkpvalue_trivia]




Фильмы, рекомендованные зрителям, которым понравился фильм «Нашествие варваров»:





Новости: