» »
Год выхода: 1964 Фильм посмотрели: 189 раз (а)

Красная пустыня   

  • О фильме
  • Кадры
  • Создатели
  • Рейтинги
  • Отзывы
  • Смотреть онлайн

  • Джулиана носит в себе страх, одиночество и тягу к любви. Опустошенная душа, как серый, унылый, индустриальный пейзаж... Джулиана движется смутно, невнятно, почти на ощупь, так же, как непроявленная любовь внутри нее... Движется вместе с солнцем за горизонт...

  • Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964) Красная пустыня / Il deserto rosso (1964)
  • Актеры: Моника Витти, Ричард Харрис, Карло Кьонетти, Ксения Вальдери, Рита Ренуар, Лили Реймс, Альдо Гротти, Валерио Бартолески, Эмануэла Паола Карбони, Бруно Борги, Беппе Конти, Giulio Cotignoli, Джованни Лолли, Hiram Mino Madonia, Джулиано Миссирини, Артуро Пармьяни, Карла Раваси, Ivo Scherpiani, Бруно Шипиони,

    Режисеры: Микеланджело Антониони

    Cценаристы: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра

    Продюсеры: Тонино Черви, Анджело Риццоли

    Операторы: Карло Ди Пальма

    Художники: Пьеро Полетто, Джитт Магрини

    Монтажеры: Эральдо Да Рома

    Студии: Federiz,Film Duemila,Francoriz Production

    Перевод: Елена Соловей, Вячеслав Захаров, Владимир Осипчук, Жанна Сухопольская, Лариса Луппиан, Людмила Ксенофонтова, Лилия Гурова, Николай Лавров, Валерий Захарьев, Геннадий Нилов, Герман Колушкин, Игорь Добряков, Марина Юрасова, Наталья Журавель, Николай Федорцов, Павел Кашлаков, Станислав Фесюнов, Эрнст Романов

  • Рейтинг Кинопоиск: 7.930

    Рейтинг на imdb: 7.70 (10 114)



    Премьера в мире: 7 сентября 1964

    Релиз на DVD: 24 октября 2007,«Кармен Видео»,

    Красная пустыня в списках лучших:


  • Рецензии и комментарии зрителей

    Первое цветное кино вдумчивого, тонкого Антониони — мастера экзистенциальных драм, чуткого и глубокого человека, остро чувствующего любые социальные и внутриличностные противоречия. Антониони имел удивительный дар не только видеть эти противоречия, но и раскрывать их через контрасты окружающего мира — обстановку, предметы, звуки, в его фильмах нет ничего случайного.

    С первых кадров он предлагает зрителю эмоциональный парадокс — на фоне дымящих труб заводов, толщи бетонных стен, давящего пара и серости фабричных зданий звучит тончайший, почти срывающийся женский голос, исполняющий скорбную в некоторых местах едва ли не диссонирующую мелодию. Она льется удивительно нежно, чисто, и вдруг, когда зритель успевает проникнуться ею — обрывается бушующим, яростным пламенем труб. Уже в этих кадрах Антониони проводит главную мысль фильма, осуществляет ее художественное воплощение — несочетаемость тонкого иллюзорного внутреннего мира героини с тяжеловесной, непоколебимой энергией социума.

    Джулиана, как и все главные героини Антониони — потерявшаяся, почти детская душа, в определенный момент времени задавшая себе вопрос: «Зачем все это?» Цепь дальнейших рассуждений приводит ее в смятение, близкие люди оборачиваются чужими, встречные не способными понять, а все окружающие — лишь расплывчатыми контурами в густом тумане. Джулиане говорят, что она больна, но так ли это? Можно ли назвать больным человека, задумавшегося над жизненными истинами, ищущего понимание, родственную душу, чувствующего пронизывающую красоту мира. В ответ на ее отчаянные попытки услышать от людей слова, идущие от сердца, а не от закостенелого разума и неконтролируемого тела, люди сторонятся ее, как всего неизведанного или принимают ее бунтующее начало за дурной характер.

    Как и во всем творчестве Антониони, этот фильм полон невербальных посланий, наполняя с первого взгляда медитативные кадры силой внутренних переживаний героев. Во всем присутствует настроение, во всем виден контраст окружения с субъективным миром:

    - безжизненный мусор, горы дымящегося хлама — и на их фоне голодная мать с ребенком в ярко-зеленом пальто,

    - обшарпанные стены, ржавые борта кораблей, запачканные стекла, грязное месиво под ногами — а на героине всегда аккуратные чистые летние туфли,

    - в красках преобладает серый цвет, но оттеняется он яркими вкраплениями красного, голубого, коричневого (сама Джулиана выбирает для своего магазина нераздражающие цвета — «голубые стены, зеленый потолок»).

    Куда приведут ее поиски, как понять поступки далеких ей людей. Она, как девочка из ее сказки, слышит чарующую мелодию, любуется волнами, гладит розовый песок и ждет то случайной белоснежной яхты, то слепящего солнца, то дикой волны. «Кто это пел? — Всё пело».

    Джулиана — невероятно полный образ. В нем есть все — тяжелое прошлое, изменившее жизнь, долгая борьба с собой, нерешенное настоящее, неясное, туманное будущее. Зритель является свидетелем кульминационного момента, в котором сошлись в накале все элементы жизни героини. Сможет ли она преодолеть страх перед самой собою, сможет ли принять себя какой она есть — тонкой, трепетной, с до предела оголенной душой, не оборвут ли ее уникальное мировосприятие людские догмы, не погибнет ли она под толщей безразличия?

    Психологическая кульминация фильма — диалог с подвыпившим портовым рабочим. Отчаяние Джулианы достигло пика, она подавлена непониманием людей (даже собственный сын зачем-то обманул ее), ей хочется бежать, но от себя не скрыться. Этот сбивчивый, на грани срыва монолог прекрасно иллюстрирует ее внутренний катаклизм — «я не одинокая, тела разведены, если вы меня укололи, то вы же не страдаете? на этом корабле могут и люди путешествовать?» Но ответы людей похожи, как две капли воды — они не вдумчивы, безразличны, с на ветер брошенными словами: «Не уходите, сеньора, вы мне очень понравились, очень.. я вас люблю, я вас люблю...»

    Многие обвиняют режиссера в недосказанности, бесфинальности. Но Антониони невероятно целостен, он дает задачу по силам каждого из нас. Что остается человеку, когда никто в этом мире не способен его понять? Лишь последовать их глупому совету: «Не думать! А точнее думать, что все, что со мною происходит моя жизнь».. Есть ли шанс избежать агонии, остаться наедине с природной стихией, не сталкиваться с чуждыми людьми? Я думаю, шанс есть.

    Почему этот дым желтый?

    Потому что там яд..

    Но если там пролетит птичка — она умрет?

    Теперь птички об этом знают и больше туда не летят..



    ---------------------------------------

    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.(с) Лермонтов


    В её идеальном мире камни поют чудесные песни, а людей совсем нет. Врачи говорили ей «полюби». Но люди — только зеркала. Глядя в их глаза, она чуть-чуть любит сама и живёт. Вот и вся радость.

    «Дверь в стене» в этом кино осталась закрытой.

    ---------------------------------------

    Красная Пустыня (1964), поставленный Микеланджело Антониони — это фильм идеальный в том плане, что его выразительные средства, подобно массовой атаке, воздействуют на зрителя на всех возможных уровнях — психологическом, эмоциональном и физиологическом.

    Это фильм, который вызывает чувство угнетённости, тревоги, неосознанной тоски с самого первого кадра и не отпускает до финал с заводскими трубами, извергающими ядовито-жёлтый дым, который птицы научились облетать. Это фильм, в котором Антониони хотел показать индустриальный мир, созданный человеком в противовес натуральному миру. По словам самого мастера, он находил своеобразную красоту в индустриальном пейзаже и понимал, что модернизация и индустриализация неизбежны, и человеку придётся приспособиться к ним.

    Это фильм о том, что есть люди, сверх чувствительные и душевно хрупкие, как героиня Моники Витти, Джулиана, которые в окружении бездушного холодного нового мира теряют чувство реальности и не могу приспособиться к нему.

    Красная Пустыня — первый фильм Антониони в цвете, и, пожалуй, одно из самых потрясающих использований цветовой палитры в истории кино. Использование звуковых эффектов, странных и сюрреалистичеких образов (огромные зловещие корабли, с пугающей периодичностью проплывающие по реке, поющий розовый песок в фантазии Джулианы, игрушечный заводной робот, поступательно двигающийся ночью в спальне её маленького сына) создаёт мир страный, диссонансный, равнодушный и отчуждённый. Я не могу сказать, что я влюбилась в этот фильм беззаветно. Нет. Он слишком аналитичен и отстранён для меня — как 2001: Космичеcкая Одиссея Стeнли Кубрика. НО не признать величие, мастерство и возможно даже гениальность, стоящие за ним, я не могу.



    ---------------------------------------

    Бесцветные люди, хмурое небо, серая грязь под ногами, увядшая растительность. На фоне индустриального пейзажа вырисовываются две цветные фигурки: зелёное пальто Джулианы и коричневое её сына. Женщина кажется отрешенной, потерянной, нездешней. А вокруг недружелюбная, явно агрессивная среда: массивные, уродливые конструкции завода, из труб идет дым, внезапно откуда-то вырываются клубы пара.

    Что с ней? Этот главный вопрос волнует зрителя на протяжении всего фильма. Она и сама хотела бы получить ответ на этот вопрос. Её мужу (он инженер с типично техническим мышлением без рефлексии) всё достаточно ясно: она заболела после травмы, есть причина, есть следствие — нужно лечить.

    Может быть, её муж Уго недостаточно заботлив и ей не хватает тепла? Может, её избыточная сексуальная энергия, блуждая по телу, не находит выхода? Ответов может быть много: чувства Джулианы — загадка для неё самой. «Я хотела бы снять пелену», — говорит она Коррадо, другу мужа. Кто он для неё, что он для неё — человек, с которым она проводит много времени? Но и с ним не получается быть до конца откровенной: в их диалогах преобладают намёки, абстракции и недосказанность.

    Между ними возникает энергетическое поле. Что это: влечение тел или просто потребность, чтобы кто-то всегда был рядом? Любит ли он её или это только её догадки, её проекции? Да и нужно ли это ей? Вопросы без ответов.

    Отходы предприятия стекают в воду, отравленная земля, деревья, прокрашенные какой-то химией в фиолетовый цвет — абсолютно мертвая природа. Небольшой пикничок в полу-развалившемся домике. Ярко-красные стены и прекрасно-рыжая Моника Витти на их фоне. Пошловато-шуточные игры — градус сексуального желания героини растет — идёт выплеск в импульсивные поступки.

    Гнетущая атмосфера, монотонные звуки, звучащие в вакууме — тревога растёт, часы тикают — сейчас или никогда, иначе возможность будет упущена. Внутренняя борьба: между желанием и долгом, между желанием и желанием, между неосознанным и полу-осознанным — тело Джулианы-Моники мечется, бьётся, выворачивается, лицо выражает страх и страдание... Ну, наконец, контакт, искра, ток потёк между ними — и разочарование: не помогло!

    Он не помог мне, констатирует Джулиана. Она видит по-прежнему серый мир вокруг, и голубое море грезится только в детской сказке. А между тем мир начал частично приобретать краски. Может она ошибается: всё же с ней произошла метаморфоза?



    ---------------------------------------

    Первая картина Антониони в цвете, «Красная пустыня», по сути, продолжение мысли режиссера о непознаваемости отдельно взятой экзистенции человека и мира в целом, обезличенном общении героев и проблемах коммуникаций с внешней средой. «Красная пустыня» наводит на мысль о том, что только в каком-то ином психологическом состоянии, психическом здоровье и внутренней неустойчивости (в данном случае, главная героиня — Моника Витти пережила аварию, сказавшуюся на здоровье) человек способен познать окружающий мир. Джулиана (Моника Витти) помещена в безжизненную действительность, подобную пустыне, где все не на своем месте, все сместилось и остается только отдаться беспорядочному течению, и, главное, держаться крепко, чтобы тебя не унесло.

    Героиня практически не общается со своим мужем на протяжении всего фильма; единственным человеком, с которым у нее налажен контакт, является инженер Зеллер (Ричард Харрис), друг мужа. Она рассказывает ему планы, связанные с открытием магазина, ездит на встречи с работниками, делится мыслями и идеями. Процесс коммуникации не помогает привести мысли Джулианы в порядок, поставить жизненные ориентиры и цели. Внутренний мир героини остается непонятным и одиноким; она не знает, как ей действовать, кого любить и как жить дальше. Мир как за тусклым темным стеклом, подобно бергмановским сюжетам, представляет собой череду образов, каждый следующий из которых наиболее близок к реальности, чем предыдущий. Так или иначе, конечный образ бесконечно таинственной реальности ускользает от человеческого восприятия.

    В фильме Антониони главной проблемой коммуникации между мужчиной и женщиной является некоммуникабельность чувств, закрытость перед партнером, отстраненность от реальных бытовых проблем и попытка уйти от их решения. Это является следствием духовной опустошенности, экзистенциального кризиса личности на фоне стабилизации экономического положения итальянского общества в первые двадцать лет послевоенного периода.



    2014

    ---------------------------------------

    Охарактеризовать дух и идею фильмов итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони очень сложно. Его лента «Красная пустыня», отличатся особым гениальным языком повествования. Это тот фильм, который обязательно стоит смотреть, если вы цените кино о философии существования, иначе говоря, — экзистенциальные драмы.

    При внешнем спокойствии и минимуме действий фильм наполнен странным, почти осязаемым чувством глубины. Порой начинает казаться, что идею Антониони невозможно передать двухчасовым киноповествованием, а остающееся чувство пустоты и недосказанности вовсе не компенсируется визуально.

    Действующие на ассоциативном уровне, пронизанные мягким внутренним светом тихие кадры, с минимумом диалогов составляют значительную часть фильма. Угрюмые индустриальные пейзажи и крупные планы строительного мусора или обшарпанных заводских стен — всё это преображённый до неузнаваемости человеком мир, мир, наполненный своей, особой красотой. В таком месте нет привычных глазу координат. Здесь, лишённые точки опоры и связи с внешним миром люди не живут, а существуют. Режиссер помещает свою героиню, Джулиану, в пустынные пригородные ландшафты, на фоне которых её крошечная фигурка выглядят беззащитно и жалко. Её нервное расстройство и душевная неустойчивость возникают от отсутствия точек соприкосновения с современной реальностью — грязным, унылым миром и его обитателями.

    Микеланджело Антониони сделал очень удачный ход, пригласив на главную роль излучающую одновременно страстность и недоступность Монику Витти. Помимо её очевидного актёрского мастерства, есть один очевидный плюс, который вряд ли возможно оспорить: сопереживать красивой девушке гораздо проще.

    В «Красной пустыне» постоянная для Антониони тема одиночества человека в современном мире достигает кульминации. Режиссёру удалось поймать мрачное, депрессивное состояние души Джулианы и выразить его, используя особые кинематографические приёмы настолько, насколько это вообще возможно — заставить наблюдателя по ту сторону экрана даже не сочувствовать героине Моники Витти, а пережить вместе с ней душевные муки одиночества.

    Для характеристики состояния девушки Антониони новаторски использует цвет. Стоит упомянуть, в первом своём цветном фильме, режиссёр не слепо «фотографирует» реальность, а создаёт свои приглушённые оттенки. Так, трава и деревья нарочито перекрашены в неестественные серые и белёсые тона, а появление ярких всполохов на кинополотне символизирует душевные переживания нашей героини.

    Красный — цвет любви и ярости знаменует собой начало отношений Джулианы и Коррадо. Красного цвета перила кровати, на которой они занимаются любовью, а аналогичные перила в доме её мужа — холодные бледно-голубые, символизирующие печаль, меланхолию, депрессию, отчуждение. Жёлтый цвет означает страдания — всё то, что терзает Джулиану. Жёлтого цвета флаг на корабле, матросы которого поражены болезнью, ядовито-жёлтого цвета — дым из фабричных труб. Розовый песок на пляже из мечты-сказки отражает её надежды: просыпаясь после ночи любви с Коррадо, Джулиана обнаруживает, что белые стены гостиничного номера вдруг стали нежно-розовыми...

    Символизмом наполнен каждый кадр «Красной пустыни» — это не только визуальное оформление, но и необычное звуковое сопровождение. Саундтрека как такового нет. Вместо музыки — тревожные гудки теплоходов, грохот отбойных молотков и прочих заводских агрегатов, а так же неестественные металлические звуки загадочного происхождения... Примириться с таким сумбурным нагромождением всевозможных тонов не представляется возможным — они попросту раздражают. Понять причины использования такого «музыкального сопровождения» картины не составляет труда — всё для облегчения понимания душевного состояния Джулианы.

    Смотреть «Красную пустыню» тяжело: приходится постоянно подбирать ключи, искать разгадки к поэтичному языку режиссёра. Наконец попав в сбивчивый ритм повествования, зритель видит мир глазами героини фильма — в чём, как я думаю, и была конечная цель работы Микеланджело Антониони. В этом фильме один из крупнейших знатоков экзистенциализма в кино исследует самые глубокие причины духовной опустошенности, кризиса отчуждения Джулианы и проблемы её одиночества, отрешённости даже во влюблённости.

    Для столь широкой идеи кинематографические рамки тесны — оттого конец ленты вполне логичен. На вопрос «Почему же всё осталось по-прежнему?» Джулиана отвечает сама: указывая сыну на ядовитый дым, валящий из заводских труб, она замечает, что птицы, в отличие от людей, приспособились избегать того, что губительно для них.



    ---------------------------------------

    Хочется выпрыснуть все и сразу на бумагу, как на пленку: молодая, изящная женщина Джулиана (Моника Витти), поражающая изящностью своих форм, как физических, так и стилистических, в начале фильма не вызывает особого доверия собственно к самой картине, предложенной нам Микеланджело Антониони. Эмоции, творящиеся вокруг этой дамы, вызывают только восклицание «вау-факторов» (В. Пелевин) в буквальном и фигуральном смысле, но все эти эмоции всплывают лишь по началу сюжета и плавно испаряются под его натиском. Более волнующими являются аспекты ее душевных изменений, следствием которых является автокатастрофа, и зритель, которым я имел удовольствие являться, пытливо выжидает дальнейшего развития событий, эмоционально уже завязанных на героини.

    А дальше — больше: из унылого наблюдателя зритель превращается в страждущего и жаждущего зрителя, зрителя, ждущего непрерывного развития, и автор дает это развитие эмоциями героини. Женщина переживает невероятное внутреннее угнетение, и на нее волнами наваливаются порывы самобичевания, чего стоят только ее судорожные сжимания и разжимания пальцев при виде размытой, но вполне явной, а, может быть, и кажущейся реальности. Решение проблемы лежит в глубине ее сознания, столкновение лоб в лоб — вот, что может напугать любую жертву обстоятельств.

    Но самым главным из вопросов остается нечто среднее между самоуничтожением и самосохранением, и это связано с разными аспектами ее личной и, образно выражаясь, внешней жизни. В лоне семьи — она мать, жена и добросовестная семьянинка, но идиллия давно разрушена, ведь муж героини — явный адепт стороны, воспринимающей в женщинах лишь их сексуальную сторону и давно пославший в забвение идею семейной концепции существования, а ребенок — спиногрыз, является никчемным спекулянтом чувств, что отвратно складывается на общей картине происходящего, если в расчет брать реальность. Но также стоит отметить и другое: у Джулианы есть друзья, хобби, в конце концов, нечто свое целостное и сугубо личное, есть работа, а также некое существо — некий обожатель, дрожаще и нервозно делающий шаги к сближению, заприметив ячейку, выпавшую из общего эмоционального и физического социума...

    А если крутануть калейдоскоп еще сильнее, еще быстрее? Некая нотка романтики, хотя пошлости или... чего-то среднего заворачивается в ее круговороте жизни — друзья, обширная кровать, увлечения сексуального характера, которые только на первый взгляд невинны, гладкие женские ножки, бреющий полет ладоней по лодыжкам, расстегнутые женские кофточки и блузки, напрягшиеся от возбуждения женские соски, призрачная вуаль создают эффект случайности и непорочности. А дальше паника, взгляды, пересекающиеся в одной точке, страх главной героини, огонь, суматоха, показуха привычной и обычной жизни, наигранность и неправдивость, обман, призрачное очертание мужа, поглощающее все живое одиночество, вот в чем таится изъян.

    И это лишь самое малое, что можно описать словами в картине — все остальное — даже не сюжет, все остальное — Она и Музыка.

    Вот главные критерии этого фильма — Моника Витти безупречно, элегантно и идеально сотворила своими усилиями образ этой мечущейся женщины с беспокойным взглядом и тяжелой историей, в завершении оставшейся одной во тьме со своими эмоциями. Чего не сказать о Ричарде Харрисе, который пассивно исполнил свою роль. Человек зажавший жесты и эмоции, а ведь именно он должен был показать настоящую любовь к женщине... или не любовь?

    А в заключении хочется высказать свои последние эмоции от увиденного. Этот фильм крайне не предназначен для нашего времени и не для нашего молодого поколения. Остаться непонятым для него теперь нормально, ведь именно отношению людей к самим основам происходящего строят настоящее. Но происходящее покинуло современное настоящее. Мэтры останутся непонятыми, а их слова будут неправильно расшифрованными.

    Этот фильм, бесспорно, таит в себе еще очень много тем для рассуждений и дискуссий, из которых я не выцепил и половину правды, но, тем не менее, я постараюсь его оценить как цензор: и, по моему мнению, оценка этому произведению должна возвышаться у вершины победоносных игроков, но это только мое скромное мнение.

    ---------------------------------------

    Это был ничем не примечательный город. Воздух пропитан фабричным дымом, рабочие изображают муравьев, средний класс крепко стоит на ногах. Недавно оправившаяся от тяжелой аварии Джулианна чувствует себя здесь чужой. Да, муж все еще любит ее, маленький сын радует умилительными поступками, но героиню перманентно мучает иррациональный страх, она не чувствует связи с миром, и мечтает убежать, в том числе от своей семьи. Девушка гуляет по городу без всякой цели, встречает людей, будто бы даже влюбляется, да только все события изображаются настолько тусклыми и эфемерными, что не укладываются в единое цельное повествование, сюжет абсолютно вторичен. Микеланджело Антониони верен своему стилю, ждали катарсиса — получите угасающий нарратив, ждали острых диалогов — довольствуйтесь дребезжащей болтовней с размытым смыслом.

    Антониони впервые выходит за рамки черно-белого пространства, а потому неудивительно, что применительно к этой работе в первую очередь принято отмечать цветовые решения. Меж тем, семантика цветов незамысловата и одномерна, красно-синие оппозиции не более, чем индикаторы эмоций, и совершенно ни к чему выделять их на фоне прочих визуальных приемов. Гораздо более интересно, к примеру, то, как обыгрываются элементы эротики. В этом контексте у автора нет прямых высказываний, только полунамеки. Случайно оголившееся женское плечо, поднятая чуть выше дозволенного юбка. Полуобнаженные тела никогда не попадают в кадр полностью, ракурсы причудливы, сцены выходят дергаными, обрывочными. Любовь вообще отсутствует, даже самые светлые чувства в «Красной пустыне» мутируют, они отравлены страхом и заражены сомнениями. Но наиболее красочно здесь представлена главная героиня: она продирается сквозь ржавые заросли урбанистических джунглей, болезненно извивается, не может найти себе места. Куда бы Джулианна ни направлялась, отсутствует четкая траектория, она оборачивается, мечется и, едва вырвавшись из всамделишного тумана, попадает в туман ментальный, оказываясь среди фальшивых друзей. Менять окружение сообразно переживаниям героя — идея отнюдь не новая, но эту эстетику пронзительного одиночества даже по прошествии многих лет, пожалуй, трудно с чем-то перепутать.

    Одиночество, правда, имеет несколько более широкий смысл, чем неизбывное «эх, с кем бы поговорить...». Автор довольно точно проецирует положения уже достаточно распространившейся к тому моменту по матушке Европе «философии существования», что, как ни странно, особенно ценно именно сейчас, когда всякий умник, скорчивший грустную мину, объявляет себя экзистенциалистом, а смысл понятия теряется в языковых закоулках где-то между осенней депрессией и заумным пустословием. Антониони удается изобразить базовую временную связку, когда человек уже существует, но еще не обрел свою сущность, когда нет цели и нет причины. В начале фильма Джулианна спит, ей снится, как кровать утопает в зыбучих песках — удивительно меткая метафора лишнего человека: бытие вечным сном в сердце красной пустыни, красной, потому что окружение причиняет острую боль. Не обошелся итальянец и без своего любимого образа — «пустая улица». Улица, на которой могут быть какие-то люди, их можно наблюдать, слушать, всячески «ощущать», но с точки зрения героя их все равно не существует, они словно из другой вселенной, что только внушает дополнительный страх. «Заброшенность, тревога, отчаяние» — все, как завещали классики.

    Но Антониони, конечно же, не строгий философ, он художник. Едва ли его хоть сколько-нибудь интересовало, кто победит в концептуальном бою Сартра с Хайдеггером, поэтому ни экзистенциальные, ни любые другие парадигмы не ограничивают полет мысли, а мысль тянется к глобальным выводам и красочным обобщениям на радость зрителю. Другое дело, что эти выводы не имеют ничего общего с уже порядком поднадоевшей критикой потребления, банальным порицанием вещизма, и уж тем более не стоит воспринимать желтый дым и крупные планы унылых груд металлолома в разрезе высокохудожественной экологической дидактики. Рай по замыслу режиссера там, где техногенные чудовища подружились с детьми природы, что косвенно иллюстрируется мечтами Джулианны о необитаемом острове с утесами и пальмами. Однако наука идет в противофазе с культурой, а мышление не поспевает за прогрессом. Да, что-то неладно с этим миром. Да, все, подобно Данте, очутятся в сумрачном лесу, земную жизнь пройдя до половины. Умирает ли цивилизация? Разве что в системе отсчета человечества. Разве что в той степени, как сонному пассажиру утреннего автобуса чудится, будто он не двигается с места, а придорожные деревья перемещаются в окне. Умираем здесь только мы, каждый в отдельности, пока вокруг неумолимо покоится вечность. И ей, вероятно, тоже очень одиноко.

    ---------------------------------------

    Вся картина пропитана символизмом, знаками, условностями, изысканная пластика кадра с дробным монтажом. Наполняемость картинки чересчур насыщенная, цветовую гамму варьируют вкрапления неожиданных нюансов — например, окрашенные в фиолетовый цвет деревья или полностью розовая комната. Несостоятельность окружающего мира, его дефекты показаны не только через помешательство главной героини и ее отстранение, повсюду в кадрах мельтешат урбанизированные локации как уродство установленного порядка вещей. Люди всего лишь маленький винтик в огромных жерновах прогресса, вроде бы его важная составляющая, но двое из них стоят в фильме перед громадным сгустком пара и, теряясь на фоне заводского пейзажа, выглядят мелким недоразумением, неспособным что-то изменить.

    Снова пресловутое отчуждение Антониони, некоммуникабельность, люди общаются между собой, шутят, затевают фривольные игры, уединенные в замкнутом пространстве кровати, но между ними давно незримый барьер. Спустя время они разбегаются, сторонятся друг друга, каждый пытается найти занятие, и вскоре барьер кровати рушится в прямом смысле слова, заполняя пустоту движений. Но это не дает им понимания, одна слышала крик, другие нет, даже если можно придти к общему знаменателю, это все равно никому не нужно. Они срываются, куда-то бегут, останавливаются, смотрят друг на друга, и между ними стена. Она материализуется в виде густого тумана, который окутывает силуэты. Такой же туман у главной героини перед глазами, она признается, что видит мир сквозь пелену, пытается что-то изменить в жизни, но причина же не в ней, а в окружающем мире...

    - Мама, а почему дым из трубы такой желтый?
    - Потому что в нем яд.
    - А если туда попадет птичка, она умрет?
    - Птички знают и не летают туда...
    ©

    Она пытается идентифицировать себя в отстраненном мире, но ее сознание давно отравлено, она что птичка наглоталась яда и лишилась смысла жизни. Попытки зацепиться за реальность не воспринимаются окружающими, идентификация женщины в итоге закольцовывается.

    В отличие от предыдущих картин здесь Антониони дал ответы на некоторые неясные моменты. Упростило ли это восприятие фильма? Да нет же, каждый может интерпретировать увиденное по-своему, режиссер никогда не пытался кому-то что-то доказать. Он всего лишь как скульптор моделировал свое пространство, в котором люди отнюдь не главные предметы. Важны детали, роднящие их с окружающей действительностью, ведь наша жизнь, как выразилась Джулиана, героиня картины, — это то, что с нами происходит, а происходить что-то может при определенном наполнении картинки. Вокруг людей царит вакуум, пустота давно витает в воздухе, но урбанизированный мир остается, гудят заводы, дымят трубы, отходы стекают в водоемы, оскверняя некогда прекрасные пейзажи, но это лишь условность, очередной этап развития цивилизации, определяющий коллективное сознание.

    В своем первом цветном фильме маэстро Антониони тщательно поработал над цветом, периодически выделяя красный как резкий, специфический, цвет отчаяния и непонимания. Именно красный внедряется внезапно, вроде ненавязчиво, но эстетически вызывает содрогание. В хаосе урбанизированных будней расположилась незримая пустыня, испепеляющая душевное равновесие, в определенной цветовой окраске она коснулась героини, и, горькая правда жизни, это уже не лечится.

    ---------------------------------------

    Щелкая пультом телевизора, внезапно увидела смутно знакомые кадры и не могла поверить, что это кино могут показывать по ТВ. Но это действительно была — «Красная пустыня».

    Когда то посмотрев его в кинотеатре, я вышла настолько потрясенная переворотом представлений о поисках себя в этом мире; о том, что же считать важным, а что нет; задумалась о том, что можно быть бесконечно одинокой среди вроде бы близких людей; о том, что и дети не спасут от душевного разлада, что иметь социально-значимые блага не так важно, как разобраться с собственным мироощущением, что постоянное терзание себя поиском смысла приводит к постепенному угасанию ощущения радости жизни...

    Я до сих пор не могу заставить себя вновь пересмотреть этот фильм, хотя дома даже лежит его запись. Я боюсь снова начать задавать себе эти вопросы... Я только-только нащупала путь к душевному равновесию...


    Знаете ли вы что?

    [pkpvalue_trivia]
    Рабочим названием фильма было «Небесно-голубой и зеленый» (Celeste e verde) — в фильме в эти цвета героиня Моники Витти хочет выкрасить свой магазин, потому что «это холодные цвета, которые не должны раздражать».

    -Во время съемок актер Ричард Харрис экспериментировал с ЛСД, что затрудняло съемочный процесс — однажды его поймала римская полиция, карабкающегося по знаменитому фонтану Треви, после чего отвезла в отель, где он под действием наркотика разбил кулаками несколько стекол.

    -Незадолго до окончания съемок Ричард Харрис без предупреждения улетел из Италии. Был срочно найден похожий на него по телосложению актер, которого снимали со спины и издалека. На стадии постпродакшна все реплики Харриса продублировал итальянский актер.



Фильмы, рекомендованные зрителям, которым понравился фильм «Красная пустыня»:


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Введите два слова, показанных на изображении:




Новости: